пятница, 11 февраля 2011 г.

Школьные компьютерные эксперименты

Сегодня завершился очередной этап внедрения ПСПО ALTLinux в школу №24 города Асбеста.

Началось внедрение 11 января этого года. Сначала провели установку в кабинеты информатики, в школе их два. В каждом кабинете по четырнадцать компьютеров. Затем поставили Линукс на компьютеры в других учебных кабинетах. Всего в школе семьдесят компьютеров, пятнадцать различных МФУ и восемь интерактивных досок. Все периферийные устройства в школе были подключены, в том числе и интерактивные доски Hitachi StarBoard и InterWrite.

Сегодня я завершил в школе обучение. Внедрение теперь перешло на стадию мелких доработок и сбора отзывов.

Основная задача этого перехода - еще раз показать, что программное обеспечение и периферийные устройства полностью работоспособны в OC Linux. Всех сомневающихся приглашаю на экскурсию в школу :)

Инсталляции мне помогал проводить учитель физики Толкачев Вячеслав Владимирович, между прочим победитель конкурса "Учитель года России". Это был его первый опыт установки Линукс на компьютеры. Вячеслав Владимирович описал свои размышления на тему перехода в статье, которую я вам предлагаю ниже.




                Школьные компьютерные эксперименты
         (из опыта «борьбы» с нелицензионным программным           обеспечением)

Компьютеризация школ - приоритетное направление реформирования системы образования, неоднократно обнародованная руководителями России задача, которая медленно, но верно решается. Сегодня, наверное, уже не найти школ, в которых нет компьютерных классов, выхода в Интернет, а документооборот ведется на печатной машинке.
Наша школа, школа № 24, является одной из продвинутых в Асбесте в плане информатизации: два компьютерных класса, более 70% учебных кабинетов оборудованы компьютерами, в семи кабинетах установлены интерактивные доски, почти во всех кабинетах есть выход в Интернет, планируется дальнейшее развитие и совершенствование материальной базы. Как говорится, можно радоваться и спокойно работать.
Но в России так не принято.
Несколько лет назад, как гром среди ясного неба, случился показательный процесс по обвинению директора одной из школ Пермской области в использовании нелицензионного программного обеспечения. Почему с таким усердием исследовали именно эту школу – это для меня абсолютная тайна. Сегодня могу с уверенностью сказать, что в первой попавшейся школе первого попавшегося города первой попавшейся области страны в те годы работало практически только нелицензионное программное обеспечение. Да и не только в школах. Бесконтрольное тиражирование и использование пиратских программ никак не контролировалось государством, а нищенское положение школ не способствовало стремлению тратить лишние деньги на приобретение лицензий. Да, часто и организации, обслуживающие школьные компьютеры спокойно ставили, что попало, уверяя, что все лицензионное и законное. Проверить-то все равно никто не мог, специалистов по компьютерному обеспечению в школах немного, да и те в тонкости чаще всего не лезли. Большинство гораздо более обеспеченных организаций не гнушались незаконного применения программ известных производителей.
В 2006 году государство попыталось навести порядок в школах: каждая получила стандартный базовый пакет программного обеспечения (СБППО) – шикарный набор лицензионных программ, позволяющий делать практически все, что можно придумать для учебных целей. Правда, не всегда учитывалась реально устаревшая база школьных компьютеров, но это был огромный шаг в сторону обеспечения законности пользования компьютерами. Любой учитель теперь мог и на работе, и дома правомочно использовать различные программы. Конец срока действия лицензий был очень далек – декабрь 2010 года. Вполне логично было бы предположить, что, потратив немалые средства на закупку лицензионных программ, государство своевременно позаботится и о продлении лицензий, ведь стоит это продление в разы меньше.
Но в России так не принято.
Кто-то бросил идею о бесплатном программном обеспечении, кто-то её подхватил и в 2009 году в школы пришел новый пакет, с другим названием – СПО – свободное программное обеспечение. Впервые громко прозвучало слово Linux. Для кого-то оно не было очень новым: продвинутые пользователи знали, что есть другие разные операционные системы помимо привычной Windows, большинство же пропустили это слово незамеченным.
Для всех желающих через Интернет были организованы бесплатные курсы, многие прошли обучение и успешно сдали экзамены, даже ни разу не увидев, что это за такой зверь Linux и с чем его едят.
Лично я прошел курсы по двум программам обучения и из чистого любопытства попробовал установить Linux на свой компьютер. Получилось все достаточно просто и понятно. Не вдаваясь в особые тонкости, я обнаружил внешнюю схожесть с Windows, похожий принцип организации работы программного обеспечения, в общем, ничего принципиально отличающегося от привычной уже операционной системы не нашел, и достаточно быстро снес Linux с компьютера за ненадобностью.
Общественное мнение о предполагаемом переходе на Linux сложилось негативное: кто-то где-то что-то слышал о том, что «операционка» тупая, способна работать только со слабыми и старыми компьютерами, добросовестно подливали масло в огонь обслуживающие организации, не очень знакомые с Linux и не желавшие терять таинственный ареол «магов» – знатоков компьютерной техники. Практически все надеялись, что придет время, и умные дяденьки увидят, что ни с чем другим, кроме Windows в школе работать не умеют, и особо не хотят уметь, и пришлют этот самый Windows со всеми прилагающимися программами всем, кто дотерпел.
Но наступил 2011 год, а Windows не прислали. Попросили школы самостоятельно попробовать найти источник финансирования для покупки интересующей операционной системы, либо использовать бесплатный Linux. Но негативное общественное мнение относительно Linux уже было сформировано, и для большинства учителей переход на эту систему – это, практически, было наказанием.
Давайте попробуем разобраться, а так ли страшен черт, как его малюют? Linux, как и Windows, как и любые другие операционные системы, – это посредник между пользователем и программой, которая выполняет требуемые действия. Особых разновидностей у Windows нет: например, или полная версия Vistы, или немного усеченная, но та же Vista. Для Linux есть несколько независимых направлений-дистрибутивов, развивающихся самостоятельно и исповедующих свои идеи: Debian, Fedora, Mandriva, openSUSE, Red Hat, Ubuntu, российские дистрибутивы - ALT Linux, ASPLinux, Calculate Linux, НауЛинукс, Linux XP. Можно выбирать: для быстрой работы система с простым графическим интерфейсом, для красоты – система «с наворотами».
Сравнивая процесс установки систем на компьютер, а некоторый опыт у меня есть, отмечу преимущество Linux: он устанавливается быстрее, аккуратнее, чем Windows, позволяет использовать не только себя, но и конкурента по выбору хозяина компьютера, не требует дополнительные диски для «железа». Пару лет назад пытался поставить Windows XP на компьютер, а к материнской плате прилагались драйверы только под Vista. «Дохлый номер», голову сломал, Интернет прочесал, но нужная система так и не заработала. В Linux таких проблем я не встречал.
Внешний вид достаточно вариативен и у той, и у другой системы: можно настроить вид значков, различные эффекты, прочую красоту – здесь Linux не проигрывает, даже, скорее, некоторые версии выигрывают у Windows. Очень удобное преимущество Linux – возможность использования нескольких независимых «рабочих столов», на каждом из которых можно открыть нужные окна или программы. Linux можно сделать очень похожим на Windows . Известен случай, когда работникам фирмы не сообщали, что на компьютерах установлена подобная версия Linux, и они спокойно продолжали работать так, как всегда работали в Windows.
Программное обеспечение. Здесь разговор особый. В Windows своих программ практически нет, и всё, даже свои родной майкрософтовский офисный пакет нужно покупать, либо искать и использовать официально бесплатные программы, большинство из которых создавались, так или иначе, для Linux. В Linux все принципиально не так: все программы уже собраны в репозиторий и Вам остается только выбирать нужные и подключать их, причем для любых целей можно найти несколько различных программ, можно пробовать все.
Не могу считать себя большим знатоком и любителем компьютерных игр, поэтому не знаю, как ведут себя различные «игрушки» в разных операционных системах.
Безопасность и защита компьютера от вредоносных программ в Windows обеспечивают весьма недешевые антивирусы. Обеспечивают на приемлемом уровне, но все равно иногда случаются активные вирусные атаки, нарушающие работу компьютера. В Linux запустить вирус значительно труднее: система не позволяет обычному пользователю запускать программы, которые могут на нее повлиять, необходимо знание пароля администратора, введение которого явно должно насторожить любого разумного человека. Я уверен, что вирусы под Linux есть, но заразить компьютер ими можно только по глупости, либо специально.
Интернет. Здесь Linux просто живет. Ему без Интернета значительно хуже. Вообще развитие Linux идет за счет Интернета, и для взаимодействия с Интернетом Linux подготовлен значительно лучше, чем Windows.
К сожалению, самым слабым звеном для Linux является работа с периферийными устройствами. Но виноват ли в этом Linux. Почему-то многие производители периферийных устройств даже не пытаются вспоминать про эту систему и создают программы поддержки только под Windows. Это грустно, но даже в таких условиях сообщество разработчиков Linux создает нужные программы самостоятельно. И практически все работает.
Но вернусь к своей школе. После новогодних каникул мы начали активно переводить компьютеры на Linux. Причин этому несколько: работать на компьютерах надо, а лицензии на Windows не было, несколько компьютеров в школе очень старые и не могут работать с современными версиями Windows, да и вышестоящие организации убедительно требуют перехода на Linux, хотя сами не очень спешат.
К счастью, в Асбесте есть специалисты, предложившие школе безвозмездную помощь в переводе компьютеров на Linux и обучении педагогов основам работы. С их помощью за две недели мы перевели на новую систему практически все компьютеры в школе. Причем, там, где было необходимо, сохранялся весь собранный материал, часто даже вопреки здравому смыслу. Сегодня все компьютеры работают. Всю периферию, которая нашлась в школе – принтеры, сканеры и прочее, удалось успешно запустить. Проблемы были, но большинство из них успешно решены. На сегодняшний день остались две главные сложности: не удалось совместить с Linux интерактивные доски Hitachi StarBoard, но работа над этой проблемой идет и, думаю, в ближайшем будущем все получится. И вторая сложность – несогласованность в работе школы и чиновников от образования и не только. Они-то на Linux не переходят и продолжают разрабатывать для нас программки под Windows. С этим мы столкнулись при работе с Пенсионным фондом и при проведении диагностических контрольных работ из Института регионального образования. Поэтому мы вынуждены оставить на нескольких компьютерах школы систему Windows.
Кстати, на своем рабочем ноутбуке я установил и Windows XP и ALT Linux: в силу служебных обязанностей не могу полностью отказаться от использования Windows, но при этом вижу и использую некоторые преимущества, которые дает Linux.
В целом переход на Linux пережит учителями достаточно спокойно, не всегда удавалось сразу оптимально настроить компьютер под требования каждого педагога, но работа успешно проведена. Лично я могу добавить, что как раньше меня приглашали посмотреть, какие «неполадки» случились с компьютером, так и теперь зовут, но обычно эти «неполадки» устраняются подключением штекера, нажатием кнопки включения прибора или подобной мелочью.
Обращаю внимание читателей на то, что с декабря 2010 года формат офисного пакета Linux OpenOffice.org официально закреплен как государственный стандарт, а, согласно распоряжению Председателя правительства Российской Федерации В.В.Путина, федеральные органы исполнительной власти и бюджетные организации до 2015 года должны перейти на использование свободного программного обеспечения.
С переходом на использование системы Linux должны возникнуть проблемы у наших учеников, ведь на домашних компьютерах переход на эту систему вряд ли будет происходить. Да это, собственно, и не требуется. Продукты программ, работающих под Windows и под Linux вполне совместимы. Есть некоторые некорректные переходы между офисными пакетами, но чтобы их избежать, я рекомендую всем учащимся проверять работу созданных учебных файлов в OpenOffice.org 3 (более подробную информацию можно получить на официальном школьном сайте).
Подводя итоги вышесказанному, замечу, что не ставил своей целью агитировать за или против Linux или Windows. Я просто хотел поделиться теми эмоциями и переживаниями, которые накапливались в последние годы. Я надеюсь, что для кого-то мои мысли окажутся полезными. Добавлю, что при подготовке статьи я старался опираться только на те факты, о которых знаю точно, и не пользовался противоречивой информацией из Интернета.

P.S. Пока статья была в работе, проблему с интерактивной доской Hitachi StarBoard удалось решить, доска отлично работает под Linux.

Вячеслав Толкачев
учитель физики АМОУ СОШ № 24
























Кабинет русского языка и литературы и еще шесть кабинетов школы оборудованы интерактивной доской

  































4 коммент.:

zupb комментирует...

В вашей школе есть выделенные сервера? Если да, то какие сервисы на них запущенны?

rigan комментирует...

Да есть. Один сервер обслуживает два кабинета информатики. На сервере лежит зеркало репозитория для обновлений, запущен squid и nfs.

Анонимный комментирует...

А почему именно Xfce почему не gnome

Анонимный комментирует...

На компах и серверах есть хоть firewall какой ну и антивирус ?

Отправить комментарий